Всё чаще слышу подобные новости НПФ: кто компенсирует пропавшие пенсионные накопления?
В октябре 2013 года правительство решило в очередной раз проявить заботу о безопасности пенсионных накоплений граждан и приняло решение о том, что все 95 негосударственных пенсионных фондов, работающих сейчас на российском рынке, должны акционироваться, пройти проверку ЦБ и войти в систему гарантирования накоплений. До тех пор, пока это не будет сделано, новые пенсионные взносы клиентов НПФ должны передаваться под управление ВЭБа.
Но благие намерения привели к сбою в системе уже в самом начале ее действия. В начале ноября 2013 года были ликвидированы шесть мелких НПФ, не входивших в число 50 крупнейших российских фондов. Накопления 19 тыс. граждан, находившиеся на их счетах (около 500 млн рублей в общей сложности – только номинальные пенсионные накопления, поскольку доходности фонды не показывали) в Пенсионный фонд России не вернулись. Кто и как будет компенсировать потери граждан, пока остается неизвестным. И эксперты сомневаются, что эти деньги вообще вернутся к законным владельцам.
Черная дыра
При отзыве лицензии негосударственный пенсионный фонд обязан передать ПФР реестр клиентов по обязательному пенсионному страхованию, а также все имеющиеся на их счетах деньги. Но процесс передачи средств идет крайне тяжело. В ПФР признаются, что две трети накоплений просто зависли неизвестно где, и получить их не представляется возможным. «Теперь ПФР вынужден будет компенсировать убытки, поскольку он является страховщиком, к которому переходят обязательства перед застрахованными после аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда», - объясняет представитель ПФР Марита Нагога.
Однако российские законы не прописывают ни процедуру, ни источники компенсации потерь граждан, уточняет адвокат Борис Либман. Этот законодательный пробел подтверждают и в Службе Банка России по финансовым рынкам.
Пенсионный фонд пытается взыскать долги с самых крупных должников (фонды «Профессиональный независимый», «Трансстрой» и «Промрегион»), но эксперты слабо верят в перспективность подобных тяжб. Инструментов для привлечения к ответственности руководителей ликвидированных фондов у финансовых служб нет, а даже просто оценить объемы возможных взысканий можно будет только после окончания процедуры банкротства НПФ.
Скорее всего, ПФР просто зафиксирует размер обязательств по фактическому номиналу и передаст в управление ВЭБу пустые счета. Новые взносы работодателей будут исправно перечисляться новому управляющему, а вот денег, накопленных за прошлые годы, жертвы оказавшихся неблагонадежными фондов не увидят никогда. Даже в самом лучшем случае жертвы пенсионной реформы смогут вернуть себе лишь номинал привлеченных накоплений – обязательств по возврату инвестиционного дохода, полученного за предыдущие годы, закон четко не прописывает.
Запланированные потери
Полмиллиарда уже потерянных пенсионных накоплений – это только цветочки. Затеянная сейчас чистка рынка негосударственных пенсионных фондов может привести к гораздо более масштабным потерям.
Предполагается, что из примерно сотни НПФ, которые сейчас работают на российском рынке, после проверок и реструктуризация останется 20-30 крупнейших игроков, способных держать удар даже в случае ухудшения макроэкономической ситуации. По расчетам правительства, особого вреда рынку это не нанесет, поскольку концентрация бизнеса НПФ очень высока, порядка 70-80% приходится на первую двадцатку фондов. Однако у участников рынка нет уверенности, что в игре останутся именно сильнейшие фонды. Например, крупнейший на данный момент игрок – «Газфонд», уже накопивший более 1,5 трлн рублей будущих пенсий – рынок может покинуть. Дело в том, что заявку на вхождение в систему обязательных накоплений НПФ может подать только в том случае, если раскроет своих бенефициаров и избавится от перекрестного владения акциями фонда его собственниками. «Газфонд» к выполнению столь жестких условий не готов: ему проще отказаться от пенсионных накоплений и остаться в статусе некоммерческой организации, чем раскрывать структуру акционеров.
Более мелкие фонды рискуют новый фильтр ЦБ не пройти: к 2015 году большинство из них просто не успеет избавиться от проблемных активов, оставшихся в портфелях еще со времен кризиса 2008 года. «В такой ситуации многим НПФ будет выгоднее просто обанкротиться, оставив себе инвестиционный доход, сформировавшийся за десять лет существования накопительной системы. У крупных фондов он уже сопоставим с размером номинала, это десятки миллиардов рублей», - считает независимый финансовый аналитик Александр Смирнов.
Законопроект о гарантировании пенсионных накоплений, который должен вступить в силу с 2015 года, предусматривает, что при ликвидации негосударственных фондов потери граждан будет компенсировать Центробанк. Источники компенсаций пока опять же не прописаны. А ресурсов на это может потребоваться очень много: по разным оценкам, «бреши» в активах негосударственных пенсионных фондов составляют от 5 млрд рублей до 100 млрд рублей.
Тем временем некоторые участники рынка полагают, что проблема потенциальных банкротств НПФ спровоцирована самим государством. «Экономика стагнирует, и ВЭБу в ближайшее время может понадобиться докапитализация. Именно ради этого и затевалась вся эта история с передачей накоплений из негосударственных фондов», - полагает представитель одного из крупных российских НПФ.
По словам министра финансов Антона Силуанова, общий объем средств, которые ВЭБ получит в результате изменения пенсионной системы в 2014-2015 годах, составит порядка 500 млрд рублей. Но это только в теории. Не получится ли на практике так, что государственные финансовые институты точно также не увидят пенсионных накоплений прошлых лет, как и простые граждане? И не придется ли вместо докапитализации ВЭБа изыскивать дополнительные средства на компенсацию потерь?
Инна Коломейская, специально для www.e-xecutive.ru
Ещё статья по теме:
Наглядно о вашей пенсии. Инфографика.
https://vk.com/wall-12433300_2432
#easyfinance #деньги #easyfinance_деньги